Глава Общественной палаты Валерий Фадеев. Давайте все таки сделаем медленнее

Слово предоставляется Фадееву Валерию Александровичу, секретарю Общественной палаты Российской Федерации.

Подготовиться Шохину Александру Николаевичу.

А затем выступление Геннадия Андреевича Зюганова.

Фадеев В.А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые участники слушаний, Общественная палата Российской Федерации провела несколько обсуждений пенсионной реформы, все общественные палаты регионов обсуждали у себя предлагаемый законопроект, и у нас есть очень серьезный массив предложений, и мы подготовили уже частично эти предложения, и направили в виде вопросов в правительство, 27 вопросов в правительство. Вопросов было гораздо больше, мы их сформулировали так, чтобы получилось 27.

Мы готовы принимать участие, естественно, и в поиске ответов, и в поиске решений на эти вопросы. Вопросы очень серьезные.

Мало кто помнит, я думаю, из здесь присутствующих, что в 2012 году были принята стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.

Стратегия была принята. Никакие цели не достигнуты. Стратегия забыта. Нам бы хотелось узнать, почему задачи, поставленные в этой стратегии, не решены? Проведён ли анализ такого положения дел? Что случилось? Почему не получилось?

Это ведь был правительственный документ, важнейший правительственный документ, и мы его тоже обсуждали, также как сейчас обсуждаем. Нет ли соображений, что и то, что мы сейчас обсуждаем, также через шесть лет не будет исполнено?

Правительство говорит, что опирается в своих расчётах на продолжительность жизни, а это очень важно, и на те сроки, когда пенсионеры будут жить на пенсии, опирается на указ президента. Там поставлены задачи, какая должна быть продолжительность жизни.

Логично. А вот в этом указе поставлены задачи относительно экономического роста.  И почему-то эта тема игнорируется правительством. А там значительный экономический рост.

Вот Алексей Леонидович показал график роста реальных пенсий за 17 лет на 25 процентов. И напомнил, что в прошлом десятилетии за меньше, за девять лет был рост реальных пенсий в три раза. А тут за 17 лет на 25 процентов. Причём рост там заложен не такой, как в указе президента, в этом прогнозе, там 1,7 процента, насколько я понимаю.

Но указ президента требует большего роста. Тогда у меня возникает вопрос, вот вы говорите, надо повышать, будет повышаться пенсия на тысячу рублей каждый год, месячная пенсия будет прибавляться. А вот если будет экономический рост, дополнительный рост пенсий будет или нет? Ведь если рост 5 процентов, грубо говоря, пенсия 20 тысяч, рост 5 процентов, также растут и социальные отчисления, вот она и тысяча. Это будет дополнительная тысяча, когда будет выполнен указ президента, или о ней забудут?

Наши расчёты показывают, что если указ президента будет выполнен, а он должен быть выполнен, то, конечно, надо говорить не о 20 тысячах рублей. И, конечно, перспективы роста пенсий, повторяю, если указ президента будет выполнен, гораздо больше, и 27, и 30 тысяч вполне реально в обозримой перспективе.

Что касается других аспектов. Рынок труда. Первый раз я услышал какой-то более или менее глубокий анализ, Ярослав Иванович сейчас его изложил. Уже мы ко второму чтению подходим, а анализа рынка труда ведь нет. Он дефицитный в перспективе или у нас избыток рабочей силы?

Вот цифры, ЦСР недавно опубликовал. Внедрение цифровых технологий в сфере государственного управления сократит число чиновников на 700 тысяч человек за шесть лет. Эти цифры принимаются правительством или нет?

Сбербанк готовится сократить вдвое число своих работников. Там работает 330 тысяч человек. 165 тысяч человек будет сокращено. Вот только чиновники и только один банк.

У нас другие цифры есть или нет? Мы готовы провести глубокий анализ динамики рынка труда, по крайней мере, на шесть лет ближайших?

Северный Кавказ, отдельная тема. Там и сейчас безработица, среди молодёжи безработица. Как будем решать эту проблему Северного Кавказа? А ведь проблема безработицы среди молодёжи, она очень тесно связана с другой проблемой, экстремизма. Это сложнейшая тема.

Демографическая политика, одна из ключевых задач, которую ставит президент, рост рождаемости. Как увязать тему повышения пенсионной реформы, повышения пенсионного возраста с демографической политикой? Есть у нас предложение, видимо, и очень многие коллеги так считают, надо увязывать время срока выхода на пенсию и возраст выхода на пенсию с количеством детей. Мне кажется, это очень логичная тема была бы.

Миграционная политика. Дальний Восток. Как побудить граждан переезжать на Дальний Восток? Мне кажется, и здесь…

Председательствующий. Добавьте время.

Фадеев В.А. 30 секунд. И здесь можно было бы тоже каким-то образом увязать обсуждаемую проблему с миграцией.

И здесь многие говорили, то, что мы обсуждаем, очень серьёзно влияет на все аспекты жизни людей. А раз влияет, так давайте и эти аспекты обсуждать.

Давайте глубже отнесемся  этой теме. Давайте не будем относиться к ней как к фискальной, как финансовой. Это не финансовая проблема. Она в последнюю очередь финансовая проблема.

63 года для женщин. Конечно, это перебор очевидный.

Во всех регионах, где были, а у нас практически везде были слушания, коллеги выступают против. Это очень обидно, мне кажется, такое резкое повышение пенсионного возраста для женщин.

И, конечно, график. Опыт показывает, что так год за год – такого не было ни в одной стране. Это слишком быстро. Это слишком быстро.

И, конечно, и Ярослав Иванович об этом сказал, давайте все-таки сделаем, ну, год за два года. Куда спешить-то? Президент сказал, у нас  5-7 лет есть, финансовое состояние страны, государственных финансов нормальное, хорошее. У нас есть время. Зачем нам гнать? Зачем нам обижать людей? Зачем так вот подгонять людей под то, чтобы менять свои жизненные планы?

У нас есть предложения, мы готовы, Вячеслав Викторович, войти в рабочую группу, и Общественная палата готова принять в этом участие.