Нам надо понять каким образом пенсионные риски минимизировать. Я.Нилов

Слово предоставляется Нилову Ярославу Евгеньевичу – председателю Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов.

Подготовиться Шмакову Михаилу Викторовичу.

Нилов Я.Е. Добрый день, уважаемые участники парламентских общественных слушаний.

Я напомню, что 19 июля Государственная Дума в первом чтении рассмотрела проект закона, который был внесен правительством, и был установлен срок внесения поправок – до 24 сентября. И сегодня практически половина срока уже прошла.

Дискуссии велись как до момента внесения проекта закона, как в момент внесения, дискуссии и сейчас продолжаются, и в обществе, и на площадках различных экспертных, научная общественность обсуждает, деловые сообщества. Я не буду останавливаться подробно на тех рисках, на тех замечаниях, которые высказывались, здесь мы это уже озвучили при рассмотрении в первом чтении, тем более, что предполагаются выступления и представителей социальных партнеров, и представителей других институтов гражданского общества. Я скажу лишь одно, что все обсуждение, которое продолжается, оно позволяет сделать вывод, что практически все едины в одном, что необходимо систему менять, реформировать, стабилизировать и перенастраивать. Она никого не устраивает, так же, как и размер существующих пенсий.

А вот, каким образом это совершать, у разных структур, у разных фракций  есть свои предложения. Они могут быть кардинально противоположные. Мы их активно обсуждали на заседании комитета, когда рассматривали перед рассмотрением в первом чтении проект закона, в том числе и рассматривали вопрос: а можно ли было пойти другим путем? И большинство комитета, определив для себя приоритеты, и проанализировав все за и против, большинство комитета поддержало предложение – рекомендовать палате законопроект в первом чтении рассмотреть положительно.

Сегодняшние слушания станут неким импульсом для активизации дискуссии, прежде всего, в вопросе формирования дальнейших поправок, которые будут рассмотрены при подготовке ко второму чтению.

И я полагаю, что и сторонники и противники – все понимают, что определенные риски, конечно, есть.

Но вот наша общая задача сегодня, обсуждая всесторонне эту инициативу, в первом чтении принятую, понять, каким образом качественно ее доработать ко второму чтению, и каким образом эти риски минимизировать. Это задача наших парламентских слушаний. И сегодня в ходе диалога, полагаю, что мы какой-то приемлемый вариант, который позволит  дальнейшей созданной рабочей группе и комитету ответственному вместе с комитетами соисполнителями дорабатывать законопроект ко второму чтению.

Что касается поправок. Да, в комитет поступает достаточно много предложений, из регионов активно направляют письма, и представители институтов гражданского общества, и отдельные депутаты муниципальных организаций, региональных парламентов. Также поступают и поправки.

На сегодня поступило больше ста поправок. Это небольшое количество, исходя из резонансности инициативы.

Мы ожидаем, что в начале сентября, когда депутаты вернутся после работы в своих округах во время региональных недель, активность усилится. И мы понимаем, что региональные парламенты начнут свои заседания проводить, во многих регионах состоятся выборы, парламенты переизберутся. И также мы ожидаем поступление поправок от региональных парламентов, которые также являются субъектами права внесения законодательных инициатив.

Инициативы все систематизируются, анализируются, будут рассматриваться в рамках работы и рабочей группы, и заседаний комитетов, и комитета ответственного за законопроект. Но поправки носят иной статус. В обязательном порядке поправки должны быть рассмотрены на комитете. В обязательном порядке должны будут рассмотрены при рассмотрении законопроекта во втором чтении, и у представителей авторского коллектива или у субъекта права законодательной инициативы есть возможность отстаивать, доказывать, вносить на отдельное обсуждение. Поэтому статус поправок, он носит иной характер.

Если говорить о внесенных поправках, то часть поправок укладывается в концепцию законопроекта, принятого в первом чтении, часть поправок уже выходит за рамки концепции.

Я напоминаю, что Государственная Дума работает в соответствии с Регламентом, и принятый законопроект в первом чтении, он определил рамки, за которые мы в соответствии с Регламентом выходить не можем, несмотря на то, какими бы привлекательными поправки ни были. Поэтому призываю иметь в виду такую позицию и такую норму прямую Регламента при подготовке соответствующих поправок.

Что касается поправок, которые вписываются в концепцию принятого законопроекта в первом чтении, здесь предлагаются разные подходы к корректировке параметров пенсионной системы существующей, и также предлагаются корректировки относительно тех социальных групп, на кого эти параметры могут быть распространены.

Наша задача кроме того, что качественно подготовить законопроект ко второму чтению с учетом обсуждений на разных площадках и в том числе, конечно, здесь, в здании Государственной Думы, нам представляется правильным и необходимым подготовить еще определенный набор мер, который бы могло принять правительство на уровне издания нормативно-правовых актов или последующим внесением соответствующих законодательных инициатив с тем, чтобы в комплексе эту проблему рассмотреть, решить и снизить те самые риски, о которых я говорил.

Необходимо, конечно, обратить внимание на вопрос существующих проблем на рынке труда. Рынок труда, он дисбалансирован, постепенно принимаются меры для его стабилизации, но дополнительные меры в данном случае, они представляются актуальными.

Вопросы безработицы. Безработица существует сегодня, необходимо принять дополнительные меры, чтобы эта ситуация не усугублялась.

Вопрос адаптации граждан, прежде всего, молодежи и предпенсионного возраста к современным запросам рынка труда и работодателей.

Вопрос переобучения. Алексей Леонидович на это уже обращал внимание в своем выступлении.

Вопрос профориентации. Если сегодня в правительстве говорят уже о том, что необходимо профориентацией заниматься со школьной скамьи, так уже пора заниматься не только со школьной скамьи, а с детского сада. И не могу не отметить недавно состоявшийся чемпионат всероссийский WorldSkills, который прошел в Южно-Сахалинске. На будущий год в городе Казани мировой чемпионат пройдет. Это чемпионат среди молодежи, который повышает привлекательность трудовых профессий. Россия демонстрирует успехи и является полноценным участником международного движения, но, к сожалению, только последние шесть лет, а 50 лет мы игнорировали это движение. И тем самым у нас сегодня в том числе существуют определенный кризис и нехватка кадров в этой сфере. Хотя то, что демонстрируют наши молодые ребята, – это совершенно другие ориентиры, совершенно другое качество, и это повышает и интерес, и престиж трудовых профессий.

Вопрос содействия занятости, вопрос гарантий и для работников, и для работодателей.

Необходимо продумать до конца механизм гарантированного повышения пенсий, размера пенсий.

Вопрос легализации самозанятых граждан и одновременно их мотивации для этой самой легализации с учетом тех самых корректировок параметров.

Вопрос роста пособий по безработице. Много лет мы здесь, в Государственной Думе, говорим о том, что они не индексировались, представляются крайне низкими, и уже в Минтруде звучали предложения их повысить. К этому вопросу представляется необходимым вернуться.

Необходимо понять всё-таки, что же будет с накопительными пенсиями. Звучат разные предложения. Вы знаете, много лет она уже в замороженном состоянии, хотя большие суммы крутятся в негосударственных пенсионных фондах, в том числе и требуются дополнительные меры защиты будущих пенсионеров, чьи деньги находятся в негосударственных пенсионных фондах, и они теряют свои деньги из-за того, что агрессивная реклама подталкивает их менять один НПФ на другой, и они не знают о том, что не проинформировав за пять лет, их накопления могут быть утеряны. Ежегодно миллионы граждан этим самым правом пользуются, при этом теряют свои будущие доходы.

Вопрос сохранения… Вопрос собираемости взносов. К сожалению, сегодня существует проблема, и работодатели имеют задолженность перед Пенсионным фондом, а это напрямую влияет на дефицит бюджета Пенсионного фонда.

Вопрос, конечно, развития здравоохранения, как неотъемлемая часть всех реализаций тех самых предложений, потому как напрямую и качество жизни, и продолжительность жизни зависит от возможности получать своевременно квалифицированную медицинскую  помощью.

Ну и другие, конечно, актуальные вопросы.

Время уже заканчивается, я не буду злоупотреблять.

Поэтому я призываю всех к конструктивному, профессиональному диалогу и к пониманию того, что нам необходимо всем вместе выработать предложения, которые бы, с одной стороны, снизили все возможные риски, а, с другой стороны, позволили качественно доработать тот законопроект, концепция которого была рассмотрена и поддержана в первом чтении.

Спасибо.