Участие институтов гражданского общества в противодействии коррупции

 

22.06.2012 г. в Совете Федерации прошли парламентские слушания по теме:» Участие институтов гражданского общества в реализации государственной политики в области противодействия коррупции». Присутствовали представители около 100 общественных организаций, из них 11 человек выступили с предложениями.

 

 

 

Выступление главного редактора газеты «Народная инициатива» Лебедева Александра Александровича по теме: «Роль СМИ в системе общественного контроля гражданского общества в противодействии коррупции» на парламентских слушаниях в Совете Федерации. Москва 22 июня 2012 года.

 

Уважаемые господа! Разрешите поблагодарить организаторов за возможность выступить по столь злободневной теме на этих парламентских слушаниях.

На сегодняшний день, коррупция является основным препятствием в движении России вперед. Коррупция – это целый спектр проблем. И эту болезнь нужно лечить в самые сжатые сроки. Используя весь спектр лекарств. В том числе и самую сильнодействующую – смертную казнь. Борьба с коррупцией – дело сложнейшее и требующее целого комплекса мер. Чем-либо одним, типа повышения зарплаты, как некоторые предлагают, с коррупцией не справиться. Если только повысить зарплаты всем чиновникам – брать от этого не престанут. Хотя и материальное обеспечение государственных служащих имеет важное значение.


 

Как говориться «не за вознаграждение работаем, но на него живем». Очень мало шансов, что голодный и нищий чиновник, от которого зависит что-либо, будет честен до конца. Всегда существует вероятность, что рано или поздно он возьмет взятку.

Поэтому, повышение уровня оплаты «государевых людей» — это не самый главный способ борьбы с коррупцией. Скорее, это завершающий этап борьбы с ней, к тому же на нижних «бытовых» уровнях ( инспектора ГИБДД, врачи, учителя, приемные комиссии ВУЗов и т.д. и т.п.) А те, кто связан с коррупцией на высшем ее уровне – государственном – и так люди не бедные. Так что там, одним лишь повышением зарплат вопрос, в принципе, не решить.

А ведь именно этот «не бытовой» уровень является самым важным и самым опасным.

Сразу соглашусь с теми, кто говорит, что для борьбы с коррупцией нужны законы, которые все четко регулируют и не допускают начальственного «усмотрения». Что необходима максимальная прозрачность деятельности государственных органов и общественный контроль, в том числе и со стороны СМИ. Что нужно разъяснение всем их прав и правовая культура. Все так. И потихоньку это все делается. Не так быстро, как хотелось бы и как должно быть, но все же.

Но…… При любом раскладе всегда останется ряд сфер деятельности, когда весьма важные вопросы будут решаться единолично по усмотрению соответствующего лица, наделенного властными полномочиями. Говоря по –простому: этому дать, а этому нет; тому разрешить, а другому запретить; первому предоставить, второго гнать подальше.

К сожалению фактуры коррупционных событий и явлений, в лицах и цифрах российской прессой за последние 15 лет описано столько, что по идеи каждый второй гражданин России должен сидеть. Но к нашему(журналистов) удивлению этого не происходит. Казалось, тебя пресса оклеветала, так подай в суд. Тишина. Значит, ты виновен? Почему не под судом? Вот такой парадокс. Говорить, что пресса плохо борется с коррупцией , во всем виноваты граждане – это даже не смешно.

Поэтому на мой взгляд чтоб бороться с коррупцией среди руководителей, которые по роду деятельности обязаны принимать единоличное решение, нужны следующие меры.

1.Тщательный отбор кадров при приеме на государственную службу.

Сейчас это более-менее грамотно делается только в ФСБ и при назначении судей. А нужно так делать везде. В том числе с использованием полиграфа, то есть «детектора лжи». Машинка надежная, если уметь ей пользоваться. С ней проще понять, зачем человек идет во власть. Служить или наживаться.

2. Контроль за расходами чиновников.

Это одно из важнейших средств борьбы с коррупцией. И оно должно работать так, чтобы брать взятки не было никакого смысла. Потому, что потратить незаконно полученные деньги незаметно невозможно. Для этого нужно не только ежегодное декларирование доходов и имущества (причем как своего, так и родственников, в том числе и тех, что выходят за рамки «близких», т.е. не только супруг, родители, дети, но и братья, сестры, дедушки бабушки, дяди, тети, племянники и их супруги), но и тщательный контроль за достоверностью этих деклараций. Сопоставление сумм и источников дохода, с тратами и увеличением имущества чиновников и их родственников. Насколько они соразмерны. Декларирование доходов и имущества и сейчас есть, а вот проверка достоверности деклараций практически отсутствует.

При проверке данных и цифр, важно также установление фактического владения и пользования имуществом. Такое явление, как оформление транспорта и недвижимости на других лиц явление распространенное. Поэтому с любого госслужащего, ездящего на дорогой машине по доверенности или живущего в особняке, оформленного на другое лицо, всегда должна быть возможность потребовать объяснение. Что это за добрые люди ему все это дали и почему они такие щедрые.

При отсутствии внятных объяснений – увольнение сразу и без вариантов. А заодно и конфискация имущества. Благо статья 20 Венской конвенции ООН от 31.10.2003 это позволяет. Только механизма реализации такого действия у нас пока нет – блокируют принятие соответствующих законов… кое-кто. И почему это делается – понятно. Эта норма признает преступным незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать. При этом у нас по-прежнему нет деклараций о расходах.

Таким образом, имущество, законность приобретения, которое чиновник не сможет доказать, будет признано преступно нажитым, что повлечет его конфискацию. Представляете, сколько домиков на Рублевке, и квартирок на Тверской в доход государства отойдет? А уж автомобилей – вообще целый автопарк наберется.

3. Законодательное ограничение прав государственных служащих на всякие неприкосновенности и личные тайны.

Это необходимо для упрощения деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, чтоб они могли спокойно проверять личные связи чиновников, а также контролировать их телефонные переговоры и другие виды связи.

При назначении на должность каждому кандидату сразу должно быть разъяснено, что неприкосновенность частной жизни и тайна переписки и переговоров – на вас более не распространяются . Вы предупреждаетесь о том, что ваш дом, транспорт, дача и т.д. в любое время могут быть прослушаны, равно как и ваши телефонные переговоры, и электронная почта и т.д. А для полноты картины – и ежегодная проверка на полиграфе, уже упомянутом.

Доверие к государственному служащему должно быть абсолютным. Чистота и надежность всегда и везде. Как хирургический скальпель. Если есть подозрения, что на него попал микроб – огнем и кипяточком придется обрабатывать по любому, без вариантов, не выясняя, правда это, или так, только сомнения. Лучше перебдеть, чем недобдеть. Не нравиться – уходите со службы. Это дело добровольное, силой на государеву службу никто не тянет

4. И, наконец, самый неприятный, но нужный способ – профилактика.

Борьба с коррупцией должна вестись не только по фактам уже совершенных преступлений, которые выявлять довольно сложно, а доказывать иногда вообще невозможно, но и вестись на опережение, путем выявления потенциальных взяточников.

Тяжело это будет, неприятно, шуму-вою среди чиновников всех уровней будет масса – но делать это надо. И придется. Ничем другим коррупцию не победить. Каждый, кто занимает какую-либо должность, должен знать, что если он не доложит о попытке дачи взятки – его уволят. Обижаться на товарищей, которые будут его провоцировать – бесполезно, ибо он сам будет делать это же самое в отношении их – или опять-таки будет уволен. Ничего личного – служба такая. И сам чиновник, соответственно, будет бояться задавать вопросы типа: «А нет ли у тебя знакомых там-то?», «А можно ли решить вопрос?» или «А не мог бы ты помочь?».

Через год, два, три — такие вопросы исчезнут, вместе с людьми, которые их задают.

С коррупцией придется поступать жестко. Иначе она непобедима. Каждый чиновник, должен бояться брать. А каждый дающий – должен бояться давать, так как будет знать, что о каждой попытке дать – будет доложено и будет уголовное дело, уже в отношении дающего.

Кнут и пряник – давние и хорошо проверенные методы. За честную работу – чиновнику нужно дать хорошую зарплату, пенсию и некоторые льготы, за взятки – перспективу лишиться не только работы, а соответственно зарплаты, пенсии и льгот, но и свободы, а может и жизни. Я за смертную казнь за должностные преступления, и не только должностные.

Вот такой подход необходим для борьбы с коррупцией на высшем ее уровне – государственном, когда речь идет о высших должностных лицах, так как здесь решающую роль играет не столько работа правоохранительной системы, сколько воля главы государства.

Но это уже вопросы не права, а политики.

 

 

Сохранить

No tags for this post.