Национальный вопрос по-прежнему находится в центре внимания СМИ и российской общественности. Споры не утихают не в СМИ, не в ТВ передачах. Особо актуально это вопрос стоит в двух столицах. Так, что же сегодня реально представляет собой столица РФ? Это столица коренного русского населения или это столица мигрантов? Однозначного ответа сегодня не даст никто, но факты, содержащиеся в огромном списке научных и социологических исследований хорошенько заставляют задуматься обо всем происходящем.
Но прежде всего немного истории по численности населения в Москве. Это позволит увидеть всю динамику демографического процесса и навсегда отказаться от исторических мифов.
Первые статистические данные, характеризующие численность населения Москвы, относятся к середине XVII в. Согласно «Росписному списку» («Переписной книге города Москвы 1638 г.»), в столице России проживали около 200 тыс. чел. К началу XVIII в. численность населения Москвы несколько сократилась и составила, судя по «ревизским сказкам», в 1710 г. около 160 тыс. чел., в 1725 г. – 140-150 тыс., в 1740 г. – 138,4 тыс., в 1776 г. – 161 тыс. чел. О численности и конфессиональном составе населения Москвы в начале XIX в. можно судить по записям в церковных метрических книгах. Они, в частности, свидетельствуют о том, что накануне Отечественной войны 1812 г. в Москве проживали около 270 тыс. чел., а после ее окончания – немногим более 215 тыс. Известно также, что на каждые 100 жителей города приходилось 92 православных и, соответственно, 8 иноверцев.
Интенсивный миграционный приток в город в середине XIX столетия стал причиной значительного увеличения численности его жителей: в 1840 г. в Москве насчитывалось 349,1 тыс. чел., в 1856 г. – 368,8 тыс., в 1868 г. – 416,4 тыс. чел.
Проведение «однодневных переписей» в декабре 1871 г. и январе 1882 г. позволило получить более или менее точные сведения о населении Москвы в конце столетия: соответственно в названные годы в Москве было зафиксировано 601969 и 753469 чел. Данные этих переписей позволяют судить о конфессиональном и отчасти об этническом составе населения города. По вероисповеданию население Москвы распределялось в 1871 и 1882 гг. следующим образом: православные и единоверцы – 92,84 и 91,71%, протестанты – 2,05 и 2,28%, раскольники – 2,72 и 2,21%, иудеи – 0,88 и 2,00%, католики – 1,24 и 1,23%, магометане – 0,17 и 0,26%, армяне-григорианцы – 0,10 и 12%, остальные – 0,02%, не обозначены 0,17%. Об этническом составе населения можно в определенной мере судить по распространенности родного языка. В 1881 г. доля москвичей, говорящих на русском языке, составила 95,6%, а в 1882 г. – 94,5%; соответственно доля говорящих на польском – 0,60 и 0,60%, финском – 0,02 и 0,05%, латинском – 0,03 и 0,03%, литовском – 0,06 и 0,03%, еврейском – 0,94 и 1,61%, татарском – 0,15 и 0,24%, армянском – 0,10 и 0,12%, французском – 0,34 и 0,29%, немецком – 1,82 и 2,02%, английском – 0,12 и 0,10%, итальянском – 0,03 и 0,02%, скандинавском – 0,04 и 0,0%, голландском – 0,01 и 0,00%, на других европейских языках – 0,04 и 0,04%, на восточных языках – 0,05 и 0,03%, не ответили на этот вопрос 0,14% опрошенных.
Данные переписи 1882 г. зафиксировали очень значительный миграционный прирост населения города: 73,8% его тогдашних жителей родились за его пределами. Известно, что мигранты в основном были выходцами из Тульской, Калужской, Рязанской, Смоленской губерний. Жители уездов Московской губ., таких, как Подольский, Бронницкий, предпочитали селиться в Рогожской, Сущевской и Лефортовской частях Москвы, французы и немцы проживали на Тверской и Мясницкой.
Первая Всероссийская перепись населения, проведенная 28 января 1897 г., зафиксировала в Москве и ее пригородах 1 млн 426 тыс. чел., собственно в городской черте проживали около 1 млн чел. Москвичи с родным русским языком составляли 987 тыс. (95%). Наиболее заметными этнодиаспорными группами были немцы (около 18 тыс.), поляки (9 тыс.), евреи (около 5 тыс.), татары (4,3 тыс.).
Рост численности москвичей и в дальнейшем происходил за счет миграционного притока. В 1902 г. местных уроженцев в Москве насчитывалось 27,6%, а пришлых – 72,%. Материалы переписи 1912 г. показали, что около 85% жителей родились вне Москвы. Если в 1902 г. коренных москвичей было 27%, то в 1912 г. их стало меньше, примерно 21% от общего числа жителей города.
Первая всесоюзная перепись населения показала, что в 1926 г. население Москвы составило 2025947 чел., из них более половины (1117977 чел.) не являлись уроженцами Москвы. В 1926 г. русские в городе составляли 1772 тыс. чел. (87,4%), евреи – 131 тыс. (6,5%), татары – 171 тыс. и украинцы – 161 тыс. Сравнение национального состава Москвы, по данным переписей 1912 и 1926 гг., показывает, что доля русских в этот период уменьшилась на 7,8% (в 1912 г. – 95,3%), доля немцев сократилась на 0,9%, поляков – на 0,2%, зато увеличилась численность евреев (на 6,1%), украинцев (на 0,6%), татар, латышей, армян (на 0,3%).
Данные переписи населения 1939 г. вызывают серьезные сомнения с точки зрения корректности сбора и интерпретации статистической информации. С известной осторожностью можно утверждать, что в сравнении с данными 1926 г., доля русских среди москвичей не изменилась, незначительно сократилась доля евреев – с 6,5 до 6%, зато удельный вес украинцев повысился с 0,8 до 2,2%, татар – с 0,8 до 1,4%, армян – с 0,2 до 0,3%.
Перепись населения 1959 г. зафиксировала заметные изменения этнического состава населения в годы Отечественной войны: по сравнению с 1939 г., среди горожан повысился удельный вес русских (с 87,4 до 89,5%), снизился удельный вес евреев (с 6,0 до 4,1%), уменьшилась доля немцев, поляков, представителей народов Прибалтики, мордвы, азербайджанцев, грузин, но увеличилась доля татар (до 1,5%), а также украинцев и белорусов.
По данным переписи 1970 г., численность населения Москвы составила 7 млн. 194,3 тыс. человек, по переписи 1979 г. – 8142,2 тыс.
Рис. 1. Процентный состав населения России.
Все население | 10382754 | 100% |
Абазины | 191 | |
Абхазы | 3687 | 0,04 |
Аварцы | 4950 | 0,05 |
Андийцы | 6 | |
Арчинцы | 65 | |
Ахвахцы | 1 | |
Багулалы | 2 | |
Бежтинцы | 1 | |
Ботлихцы | 8 | |
Годоберинцы | 6 | |
Гунзибцы | 5 | |
Дидойцы | 6 | |
Каратинцы | 5 | |
Тиндалы | 2 | |
Чамалалы | 1 | |
Агулы | 175 | |
Адыгейцы | 648 | |
Азербайджанцы | 95563 | 0,92 |
Алеуты | 11 | |
Алтайцы | 85 | |
Американцы | 457 | |
Англичане | 214 | |
Арабы | 3663 | 0,04 |
Арабы среднеазиатские | 16 | |
Армяне | 124425 | 1,20 |
Ассирийцы | 2737 | 0,03 |
Балкарцы | 354 | |
Башкиры | 5941 | 0,06 |
Белорусы | 59353 | 0,57 |
Бесермяне | 6 | |
Болгары | 2374 | 0,02 |
Буряты | 2304 | 0,02 |
Венгры | 450 | |
Вепсы | 25 | |
Водь | 10 | |
Вьетнамцы | 15616 | 0,15 |
Гагаузы | 1001 | 0,01 |
Греки | 3726 | 0,04 |
Греки-урумы | 3 | |
Грузины | 54387 | 0,52 |
Аджарцы | 66 | |
Ингилойцы | 1 | |
Лазы | 7 | |
Мегрелы | 86 | |
Сваны | 4 | |
Даргинцы | 2898 | 0,03 |
Кубачинцы | 9 | |
Долганы | 14 | |
Дунгане | 37 | |
Евреи | 79359 | 0,76 |
Евреи горские | 979 | |
Евреи грузинские | 39 | |
Евреи среднеазиатские | 14 | |
Езиды | 1643 | 0,02 |
Ижорцы | 6 | |
Ингуши | 4050 | 0,04 |
Индийцы хиндиязычные | 2853 | 0,03 |
Испанцы | 840 | |
Итальянцы | 318 | |
Ительмены | 7 | |
Кабардинцы | 1801 | 0,02 |
Казахи | 7997 | 0,08 |
Калмыки | 2047 | 0,02 |
Камчадалы | 3 | |
Караимы | 119 | |
Каракалпаки | 161 | |
Карачаевцы | 823 | |
Карелы | 568 | |
Кеты | 9 | |
Киргизы | 4102 | 0,04 |
Китайцы | 12801 | 0,12 |
Коми | 734 | |
Коми-ижемцы | 5 | |
Коми-пермяки | 331 | |
Корейцы | 8630 | 0,08 |
Коряки | 88 | |
Крымчаки | 30 | |
Кубинцы | 193 | |
Кумандинцы | 4 | |
Кумыки | 1615 | 0,02 |
Курды | 695 | |
Лакцы | 1834 | 0,02 |
Латыши | 2422 | 0,02 |
Латгальцы | 7 | |
Лезгины | 4475 | 0,04 |
Литовцы | 2197 | 0,02 |
Манси | 22 | |
Марийцы | 1979 | 0,02 |
Горные марийцы | 89 | |
Лугово-восточные марийцы | 84 | |
Молдаване | 36570 | 0,35 |
Монголы | 549 | |
Мордва | 23387 | 0,23 |
Мордва-мокша | 483 | |
Мордва-эрзя | 100 | |
Нагайбаки | 12 | |
Нанайцы | 21 | |
Нганасаны | 3 | |
Негидальцы | 3 | |
Немцы | 5271 | 0,05 |
Ненцы | 66 | |
Нивхи | 11 | |
Ногайцы | 158 | |
Осетины | 10561 | 0,1 |
Осетины-дигорцы | 13 | |
Осетины-иронцы | 7 | |
Персы | 653 | |
Поляки | 4456 | 0,04 |
Пуштуны | 5993 | 0,06 |
Румыны | 357 | |
Русины | 9 | |
Русские | 8808009 | 84,83 |
Казаки | 548 | |
Поморы | 10 | |
Рутульцы | 198 | |
Саамы | 12 | |
Селькупы | 6 | |
Сербы | 1568 | 0,02 |
Словаки | 125 | |
Табасараны | 731 | |
Таджики | 35385 | 0,34 |
Тазы | 1 | |
Талыши | 501 | |
Татары | 166083 | 1,60 |
Астраханские татары | 5 | |
Кряшены | 38 | |
Татары сибирские | 51 | |
Татары крымские | 224 | |
Таты | 621 | |
Телеуты | 3 | |
Тофалары | 3 | |
Тувинцы | 415 | |
Турки | 2358 | 0,02 |
Турки-месхетинцы | 9 | |
Туркмены | 3526 | 0,03 |
Удины | 114 | |
Удмурты | 1983 | 0,02 |
Удэгейцы | 3 | |
Узбеки | 24312 | 0,23 |
Уйгуры | 171 | |
Украинцы | 253644 | 2,44 |
Ульта (ороки) | 2 | |
Финны | 400 | |
Финны-ингерманландцы | 10 | |
Французы | 352 | |
Хакасы | 330 | |
Ханты | 44 | |
Цахуры | 83 | |
Цыгане | 974 | |
Цыгане среднеазиатские | 11 | |
Черкесы | 520 | |
Чехи | 238 | |
Чеченцы | 14465 | 0,14 |
Чеченцы-аккинцы | 16 | |
Чуванцы | 2 | |
Чуваши | 16011 | 0,15 |
Чукчи | 138 | |
Чулымцы | 1 | |
Шапсуги | 4 | |
Шорцы | 37 | |
Эвенки | 74 | |
Эвены | 26 | |
Эскимосы | 15 | |
Эстонцы | 1244 | 0,01 |
Эстонцы-сету | 3 | |
Юкагиры | 16 | |
Якуты | 1448 | 0,01 |
Японцы | 206 | |
Лица других национальностей (не перечисленны хвыше) | 9796 | 0,09 |
Лица, не указавшие национальность в переписном листе | 417126 | 4,02 |
Всесоюзная перепись населения 1989 г. показала, что в Москве проживали 8 972,3 тыс. чел. За 1970-1989 гг. несколько выросла доля русского населения столицы (с 89,2 до 89,7%), украинцев (с 2,6 до 2,8%), татар (с 1,6 до 1,8%), белорусов, народов Кавказа, Средней Азии, мордвы, чувашей и др., но сократилась доля евреев (с 3,6 до 2%), представителей народов Прибалтики.
В абсолютных цифрах этнический состав населения города выглядел следующим образом (чел.): русские – 7 963 246, украинцы – 252 670, евреи – 174 728, татары – 157 376, белорусы – 73 005, армяне – 43 989, мордва – 30 916, азербайджанцы – 20 727, грузины – 19 608, чуваши – 18 358, узбеки – 9183, казахи – 8225, осетины – 7270, молдаване – 6997, поляки – 6920, башкиры – 5417, немцы – 4670, латыши – 3896, корейцы – 3693, греки – 3586, литовцы – 3243, ассирийцы – 3196, киргизы – 3044, таджики – 2893, болгары – 2641, удмурты – 2600, марийцы – 2490, лезгины – 2434, чеченцы – 2101, туркмены – 2093, эстонцы – 1801, аварцы – 1706, буряты – 1496, таты – 1292, абхазы – 1286, цыгане – 1284, кабардинцы – 1275, арабы – 1261, карелы – 1245, испанцы – 1219, коми – 1141, вьетнамцы – 1052, лакцы – 913, даргинцы – 891, венгры – 838, евреи горские – 776, якуты – 771, кумыки – 727, ингуши – 685, карачаевцы – 624, чехи – 605, кубинцы – 597, адыгейцы – 490, финны – 471, каракалпаки – 402, балкарцы – 399, черкесы – 374, китайцы – 372, гагаузы – 352, хакасы – 316, коми-пермяки – 307, монголы – 301, караимы – 283, румыны – 270, афганцы – 263, татары крымские – 239, итальянцы – 235, сербы – 227, представители народов Индии и Пакистана – 223, курды – 209, тувинцы – 195, словаки – 159, уйгуры – 159, абазины – 145, турки – 137, персы – 126, французы – 117. Численность прочих этнодисперсных групп (всего 42) не превышала 100 человек.
К сожалению, приведенные данные не позволяют судить о том, какую долю в той или иной этнодисперсной группе составляли коренные («прописанные») москвичи, а какую соответствующие иноэтничные (по отношению к этническому большинству) мигранты. Это во многом снижает гносеологический потенциал статистической информации и сужает базу сравнения с данными грядущей переписи.
Микроперепись 1994 г. не дает всей необходимой информации и вызывает серьезные сомнения в достоверности ее данных прежде всего по этническому составу населения. В частности, вызывает недоумение увеличение доли русских (по сравнению с 1989 г.) в населении Москвы с 89,7 до 90,5%. По данным микропереписи, доля татар увеличилась с 1,8 до 1,9%, армян с 0,5 до 0,7%, зато уменьшилась доля украинцев с 2,8 до 2,4%, белорусов – с 0,8 до 0,7% и евреев с 2 до 1,5%
По данным переписи, в Москве на октябрь 2002 года насчитывалось10382754 чел. По национальному и конфессиональному разнообразию ее жителей Москва входит в число крупнейших городов мира, значительно опережая европейские мегаполисы.
Меня заинтересовали итоги работы ученых из института социологии РАН. С одной стороны не все потеряно 60 процентов москвичей – уроженцы столицы.
Безусловно уже много лет Москву называют большой деревней, т.к. в ней не только проживает около 10 млн.человек(около 7 млн.избирателей),но и более 100 национальностей. Конечно социологические исследования понятия изменяемые и зыбкие. Но попытаться разобраться в том, как живут и кем себя считают живущие рядом с москвичами их соседи-мигранты, какие ценности они исповедуют и что значит для приезжих Москва можно.
Сначала основная статистика( данные переписи 2002 года): среди примерно 10 миллионов москвичей 85 процентов – русские, а дальше в порядке убывания следуют украинцы (2,5 процента), татары (1,7), армяне (1,2), азербайджанцы (0,9), белорусы (0,6), грузины (0,5) и другие народы. Ежегодный прирост населения России за счет иммигрантов из стран СНГ и Балтии составил в последние годы около 250 тысяч человек; то есть количество иммигрантов в России превышает 5% ее населения.
Вот данные из исследования ИС РАН. Среди сегодняшних москвичей пропорции между теми, кто родился в Москве, и приезжими распределяются так. 60 процентов русских – уроженцы столицы, а 40 % приехали в столицу из провинции или других стран (в том числе 15 % – так называемые «новые мигранты». Это те, кто осел в городе в течение последних 19 лет). Среди татар – 45% тех, кто родился в Москве, 55% – приезжие (из них новых – 10 процентов). Среди украинских мигрантов 22 процента живут в столице с 1986 года или переехали позже. Армян – уроженцев Москвы 24 процента, мигрантов – 76% (26% – новые), среди азербайджанцев эти цифры соответственно 14% – 86% (50%). 22 процента грузин родились в Москве, а из 78 процентов грузин-приезжих 34 – новоселы.
Разные национальные группы «поставляют» в российскую столицу разных по возрасту мигрантов. Русские переселенцы 18-49 лет составляют в своей группе мигрантов 23 процента, больше всего людей среднего возраста, тех, кому от 30 до 49 лет – 39 процентов, от 50 и старше – 38 процентов. Зато – для сравнения – среди азербайджанцев преобладают люди молодые (52 процентам из них от 30 до 49 лет), причем в основном это мужчины. Людей с высшим образованием среди русских мигрантов 36 процентов (это даже выше среднемосковского уровня: 31 процент жителей с вузовским дипломом). Среди мигрантов-украинцев таких людей 29 процентов, у татар – 20, у армян – 36, у грузин – 32, у азербайджанцев – 13.
Логика последних 15 лет доказывает эти цифры. Многие бежавшие из бывших республик русские осели в Москве. А для представителей всех других национальностей Москва стала единственным местом серьезного заработка.
Интересно срез профессиональной занятости московских мигрантов. Среди русских, живущих в Москве менее 10 лет, 44 процента заняты физическим трудом, по 23 процента относят себя к специалистам высшей и средней квалификации, 10% – руководители и предприниматели. Среди коренных русских москвичей физический труд не в почете, им заняты лишь 28 процентов, зато чем-то руководят 15 процентов. Русские — это «самые типичные москвичи», национальное большинство. Это к их традициям должны притираться мигранты. А сами-то они – довольны ли своей жизнью? «Все не так плохо, и можно жить », – сказали социологам 21 процент русских-москвичей, половине «жить трудно, но можно терпеть», для 24 процентов их бедственное положение «невыносимо».
В любом большем городе приезжему, а особенно мигранту жить тяжело. Сразу возникают проблемы: жилье, работа, образование, медицинское обслуживание.
Первый иммиграционный поток 1990-х годов это были люди бежавшие из республик СССР.В основном русские. Однако даже в первом потоке иммиграции были заметны турки-месхетинцы, армяне, азербайджанцы, грузины и др. Во второй половине 1990-х годов в Россию потекли большие потоки экономических, в том числе трудовых, мигрантов из представителей коренных народов стран СНГ. Им-то и пришлось тяжелее всего: иммигранты оказались вырваны из привычной социальной среды, оторваны от знакомых, друзей, родных. Они не обладали в России неформальными социальными связями, так облегчающими жизнь и часто заменяющими несовершенные законы, государственные институты и неразвитое гражданское общество. Одним словом, мигранты второй волны оказались чужаками. Ко всему этому надо прибавить все несовершенства сегодняшней миграционной политики и российского законодательства.
Как мигранты сами оценивают свое положение?
Украинцы.
76 процентов столичных украинцев считают русский родным языком, три четверти владеют им лучше, нежели ридной мовой. Только 23% на вопрос «кто вы?» отвечают «украинцы!» — остальные же причисляют себя к «россиянам».
Татары
Среди татар, переселившихся в Москву более 20 лет назад, 63% до сих пор добывают свой хлеб в буквальном смысле «в поте лица». А вот те, кто приехал в столицу после 1986 года, уже не шли в рабочие или дворники. Среди них сейчас лишь 32 процента заняты физическим трудом, а специалистов – почти две трети. Татары живут в столице на правах «своих», русский язык для большинства московских татар родной, а в укладе жизни вполне уживаются традиции с принятыми в Москве стандартами поведения. Все, по их словам, «весьма неплохо» у 53 процентов, а «более или менее» – у 42. Крайне недовольны жизнью лишь 5 процентов. При этом лучше всего себя чувствует молодежь до 30 лет – в этой группе счастливчиков почти две трети.
Армяне
Одна из быстро растущих и достаточно легко адаптирующихся диаспор столицы – армянская. Между переписями 1989 и 2002 годов число армян-москвичей выросло втрое (конечно, сыграли свою роль землетрясение и война с Азербайджаном). Армяне, приехавшие в Москву, это, как правило, молодые мужчины (до 80 процентов из них – моложе 30 лет). По сравнению с коренными москвичами – русскими, украинцами, татарами – их сравнительно мало в системе управления, но зато очень многие заняты в сфере культуры, в «квалифицированных группах умственного труда». Армяне-мигранты сравнительно легко вливаются в московскую жизнь. Большая часть из них приехала в столицу из Азербайджана или Грузии. Там они учились не в «национальных »,а в русских школах, свободно владели русским языком (половина считала его родным) и чувствовали себя «гражданами Союза ».Тесной связи именно с Арменией у них по сути не было – две трети армян-москвичей там практически никогда не бывали и 90 процентов не имели никакого желания менять Москву на Ереван.
Азербайджанцы
Самый резкий контраст с коренным населением Москвы представляет собой азербайджанская диаспора. По переписи 1989 года в Москве их было лишь 21 тысяча, сейчас — около 100 тысяч, то есть примерно 1 процент населения столицы. Опередив по численности евреев, белорусов и грузин, они стали в последнее время более заметными.
При наличии довольно сильной, но малочисленной прослойки интеллигенции, в массе своей азербайджанцы-мигранты принадлежат к относительно менее образованной части столичного населения. Только 13 процентов из них имеют высшее образование. Верующих-мусульман среди них даже больше, чем среди татар (71 процент). Эта этническая группа как никакая другая ревностно хранит свои традиции. В частности, больше половины женщин не работают – ведут домашнее хозяйство, в семье не поощряются межнациональные браки и т.п. Значительная часть этой диаспоры сохраняет тесную связь с Азербайджаном и мечтает туда вернуться. Заметно больше, сравнительно с другими этническими группами, людей, не отказавшихся от азербайджанского гражданства.
Правда, делают выводы социологи, положение азербайджанцев в Москве в ближайшем будущем может измениться. Молодежь получает образование в российских школах и вузах, уже 85 процентов столичных азербайджанцев считают, что свободно владеют русским языком. Как отмечают социологи, в Москве азербайджанцы постепенно начинают преодолевать даже застарелые предубеждения: большинство опрошенных считают, что необходимо «воспитание уважения между народами Азербайджана и Армении».
Но тут надо сказать, что все эти социологические выводы достаточно условны и не дают полноты картины. Это скорее нечто средние значения.
Разница между мигрантами желающими стать москвичами и мигрантами рассматривающих Москву, как место для временного заработка достаточно сильная.
Возьмем азербайджанцев желающих остаться в Москве навсегда . 34 процента из них завели свое дело. 48 процентов имеют постоянную работу. Только шесть процентов имеют разовую работу.
Если взять срез среди тех мигрантов, которые приехали заработать и уехать, то картины совсем другая. Около 30 процентов имеют постоянную работу. 44 процента имеют лишь временную работу. Собственное дело есть у 22%, а 6 процентов перебиваются случайными заработками. Соответственно эти люди оценивают и свое материальное положение: 22,5 процента ориентированных на жизнь в Москве ни в чем себе не отказывают, а у 34-х процентов вызывает затруднения лишь покупка дорогих вещей. Среди временщиков каждому пятому (27 процентов) хватает денег только на еду, а 44 процента в состоянии купить только то, что крайне необходимо.
Меньше трети азербайджанцев, ориентированных на постоянную жизнь в столице, не в состоянии примириться с московскими традициями, а 45 процентов считают, что в русском городе надо жить согласно русским обычаям и традициям. Зато во второй, «транзитной» группе нетерпимых больше половины, а соблюдать московские нормы готовы лишь 25 процентов. Среди временщиков вчетверо больше тех, кто гордо заявляет: «Только слабые и трусливые люди соблюдают все законы и правила!» – и нарушают их, если считают нужным (11 процентов против 2,4% в первой группе). При этом согласились с утверждением «спокойно и достойно можно жить только среди своих» 9 процентов «потенциальных москвичей» и 48 процентов временных мигрантов-азербайджанцев.
Нет сомнений в том, что есть страна на свете, где бы отсутствовала ксенофобия. Кроме исторических причин (в России не было реального гражданского общества, способного изживать такие болезни), сказались и разочарование в реформах начала 90-х, и подорванная уверенность в завтрашнем дне, ревность и зависть к успехам (пусть даже воображаемым), которых достигли люди из иных этнических или социальных групп. Среди новых мигрантов, которые прибыли в Москву после распада Союза, было много людей с «мобильными » жизненными установками. Они достигали успеха в непривычных и не престижных для местных русских жителей сферах (в сервисе, в мелкооптовой торговле и пр.). Они проявляли солидарность друг с другом, что тоже раздражало старожилов. Конечно по прежнему в ходу и утверждение, что «в социальных бедствиях России виноваты нерусские ». В 2004 году так считали 42 процента опрошенных. В советское время подобные установки демонстрировали в основном люди пожилые, малокультурные и плохо обеспеченные. Сейчас социальные и демографические группы – носители националистических идей – сильно изменились. Понижение статуса людей, их «опускание на дно» общества порождает у них чувства обиды и ущемленности. Это касается как интеллектуалов, которые никак не могут приспособиться к требованиям сегодняшнего дня, так и квалифицированных работников физического труда, не нашедших для себя адекватного места. В среде молодежи ксенофобскими настроениями заражена значительная группа учащихся ПТУ или рабочих.
«Этнический негативизм» проявляется и у части управленцев, бизнесменов, номенклатуры и политиков – от них постоянно слышны требования «забыть об этнокультурных (национальных, как раньше говорили) особенностях и быть просто гражданами России».
Этнические анклавы существуют во многих крупных городах. Но опыт США и других стран, переживших в разное время наплыв иммигрантов, свидетельствует: такие анклавы в большинстве случаев рассасывались, когда целью приезжих становилось не просто «заработать деньги и вернуться на родину», а остаться в данной стране навсегда. Более устойчивыми оставались китайские и японские анклавы. Проект создания в России, помимо стихийно сложившихся, уже совершенно легальных Чайна-таунов вызывает в городах, где это строительство планируется (первые Чайна-тауны будут построены в трех основных политических центрах России: Санкт-Петербурге, Москве и Казани), совершенно нескрываемое волнение.
В заключении стоит отметить, что современная миграция это перемещение огромных потоков населения через наиболее экономически благополучные территории. Это непрерывный процесс, и для обслуживания таких потоков (как показывает пример тех же парижских пригородов) формируется целая инфраструктура. Конечно, в этом деле неизбежны конфликты аборигенов и мигрантов. В этой связи мигранты начинают объединяться в анклавы. И в этом нет ничего страшного. Главное, чтобы эти анклавы не вредили местному населению и вписывались в его традиции и обычая. В противном случае конфликты неизбежны.