Национальный вопрос по-прежнему находится в центре внимания СМИ и российской общественности. Споры не утихают не в СМИ, не в ТВ передачах. Особо актуально это вопрос стоит в двух столицах. Так, что же сегодня реально представляет собой столица РФ? Это столица коренного русского населения или это столица мигрантов? Однозначного ответа сегодня не даст никто, но факты, содержащиеся в огромном списке научных и социологических исследований хорошенько заставляют задуматься обо всем происходящем.

Но прежде всего немного истории по численности населения в Москве. Это позволит увидеть всю динамику демографического процесса и навсегда отказаться от исторических мифов.

Первые статистические данные, характеризующие численность населения Москвы, относятся к середине XVII в. Согласно «Росписному списку» («Переписной книге города Москвы 1638 г.»), в столице России проживали около 200 тыс. чел. К началу XVIII в. численность населения Москвы несколько сократилась и составила, судя по «ревизским сказкам», в 1710 г. около 160 тыс. чел., в 1725 г. – 140-150 тыс., в 1740 г. – 138,4 тыс., в 1776 г. – 161 тыс. чел. О численности и конфессиональном составе населения Москвы в начале XIX в. можно судить по записям в церковных метрических книгах. Они, в частности, свидетельствуют о том, что накануне Отечественной войны 1812 г. в Москве проживали около 270 тыс. чел., а после ее окончания – немногим более 215 тыс. Известно также, что на каждые 100 жителей города приходилось 92 православных и, соответственно, 8 иноверцев.

Интенсивный миграционный приток в город в середине XIX столетия стал причиной значительного увеличения численности его жителей: в 1840 г. в Москве насчитывалось 349,1 тыс. чел., в 1856 г. – 368,8 тыс., в 1868 г. – 416,4 тыс. чел.

Проведение «однодневных переписей» в декабре 1871 г. и январе 1882 г. позволило получить более или менее точные сведения о населении Москвы в конце столетия: соответственно в названные годы в Москве было зафиксировано 601969 и 753469 чел. Данные этих переписей позволяют судить о конфессиональном и отчасти об этническом составе населения города. По вероисповеданию население Москвы распределялось в 1871 и 1882 гг. следующим образом: православные и единоверцы – 92,84 и 91,71%, протестанты – 2,05 и 2,28%, раскольники – 2,72 и 2,21%, иудеи – 0,88 и 2,00%, католики – 1,24 и 1,23%, магометане – 0,17 и 0,26%, армяне-григорианцы – 0,10 и 12%, остальные – 0,02%, не обозначены 0,17%. Об этническом составе населения можно в определенной мере судить по распространенности родного языка. В 1881 г. доля москвичей, говорящих на русском языке, составила 95,6%, а в 1882 г. – 94,5%; соответственно доля говорящих на польском – 0,60 и 0,60%, финском – 0,02 и 0,05%, латинском – 0,03 и 0,03%, литовском – 0,06 и 0,03%, еврейском – 0,94 и 1,61%, татарском – 0,15 и 0,24%, армянском – 0,10 и 0,12%, французском – 0,34 и 0,29%, немецком – 1,82 и 2,02%, английском – 0,12 и 0,10%, итальянском – 0,03 и 0,02%, скандинавском – 0,04 и 0,0%, голландском – 0,01 и 0,00%, на других европейских языках – 0,04 и 0,04%, на восточных языках – 0,05 и 0,03%, не ответили на этот вопрос 0,14% опрошенных.

Данные переписи 1882 г. зафиксировали очень значительный миграционный прирост населения города: 73,8% его тогдашних жителей родились за его пределами. Известно, что мигранты в основном были выходцами из Тульской, Калужской, Рязанской, Смоленской губерний. Жители уездов Московской губ., таких, как Подольский, Бронницкий, предпочитали селиться в Рогожской, Сущевской и Лефортовской частях Москвы, французы и немцы проживали на Тверской и Мясницкой.

Первая Всероссийская перепись населения, проведенная 28 января 1897 г., зафиксировала в Москве и ее пригородах 1 млн 426 тыс. чел., собственно в городской черте проживали около 1 млн чел. Москвичи с родным русским языком составляли 987 тыс. (95%). Наиболее заметными этнодиаспорными группами были немцы (около 18 тыс.), поляки (9 тыс.), евреи (около 5 тыс.), татары (4,3 тыс.).

Рост численности москвичей и в дальнейшем происходил за счет миграционного притока. В 1902 г. местных уроженцев в Москве насчитывалось 27,6%, а пришлых – 72,%. Материалы переписи 1912 г. показали, что около 85% жителей родились вне Москвы. Если в 1902 г. коренных москвичей было 27%, то в 1912 г. их стало меньше, примерно 21% от общего числа жителей города.

Первая всесоюзная перепись населения показала, что в 1926 г. население Москвы составило 2025947 чел., из них более половины (1117977 чел.) не являлись уроженцами Москвы. В 1926 г. русские в городе составляли 1772 тыс. чел. (87,4%), евреи – 131 тыс. (6,5%), татары – 171 тыс. и украинцы – 161 тыс. Сравнение национального состава Москвы, по данным переписей 1912 и 1926 гг., показывает, что доля русских в этот период уменьшилась на 7,8% (в 1912 г. – 95,3%), доля немцев сократилась на 0,9%, поляков – на 0,2%, зато увеличилась численность евреев (на 6,1%), украинцев (на 0,6%), татар, латышей, армян (на 0,3%).

Данные переписи населения 1939 г. вызывают серьезные сомнения с точки зрения корректности сбора и интерпретации статистической информации. С известной осторожностью можно утверждать, что в сравнении с данными 1926 г., доля русских среди москвичей не изменилась, незначительно сократилась доля евреев – с 6,5 до 6%, зато удельный вес украинцев повысился с 0,8 до 2,2%, татар – с 0,8 до 1,4%, армян – с 0,2 до 0,3%.

Перепись населения 1959 г. зафиксировала заметные изменения этнического состава населения в годы Отечественной войны: по сравнению с 1939 г., среди горожан повысился удельный вес русских (с 87,4 до 89,5%), снизился удельный вес евреев (с 6,0 до 4,1%), уменьшилась доля немцев, поляков, представителей народов Прибалтики, мордвы, азербайджанцев, грузин, но увеличилась доля татар (до 1,5%), а также украинцев и белорусов.

По данным переписи 1970 г., численность населения Москвы составила 7 млн. 194,3 тыс. человек, по переписи 1979 г. – 8142,2 тыс.

Процентный состав населения России
Рис. 1. Процентный состав населения России.

Все население 10382754 100%
Абазины 191
Абхазы 3687 0,04
Аварцы 4950 0,05
Андийцы 6
Арчинцы 65
Ахвахцы 1
Багулалы 2
Бежтинцы 1
Ботлихцы 8
Годоберинцы 6
Гунзибцы 5
Дидойцы 6
Каратинцы 5
Тиндалы 2
Чамалалы 1
Агулы 175
Адыгейцы 648
Азербайджанцы 95563 0,92
Алеуты 11
Алтайцы 85
Американцы 457
Англичане 214
Арабы 3663 0,04
Арабы среднеазиатские 16
Армяне 124425 1,20
Ассирийцы 2737 0,03
Балкарцы 354
Башкиры 5941 0,06
Белорусы 59353 0,57
Бесермяне 6
Болгары 2374 0,02
Буряты 2304 0,02
Венгры 450
Вепсы 25
Водь 10
Вьетнамцы 15616 0,15
Гагаузы 1001 0,01
Греки 3726 0,04
Греки-урумы 3
Грузины 54387 0,52
Аджарцы 66
Ингилойцы 1
Лазы 7
Мегрелы 86
Сваны 4
Даргинцы 2898 0,03
Кубачинцы 9
Долганы 14
Дунгане 37
Евреи 79359 0,76
Евреи горские 979
Евреи грузинские 39
Евреи среднеазиатские 14
Езиды 1643 0,02
Ижорцы 6
Ингуши 4050 0,04
Индийцы хиндиязычные 2853 0,03
Испанцы 840
Итальянцы 318
Ительмены 7
Кабардинцы 1801 0,02
Казахи 7997 0,08
Калмыки 2047 0,02
Камчадалы 3
Караимы 119
Каракалпаки 161
Карачаевцы 823
Карелы 568
Кеты 9
Киргизы 4102 0,04
Китайцы 12801 0,12
Коми 734
Коми-ижемцы 5
Коми-пермяки 331
Корейцы 8630 0,08
Коряки 88
Крымчаки 30
Кубинцы 193
Кумандинцы 4
Кумыки 1615 0,02
Курды 695
Лакцы 1834 0,02
Латыши 2422 0,02
Латгальцы 7
Лезгины 4475 0,04
Литовцы 2197 0,02
Манси 22
Марийцы 1979 0,02
Горные марийцы 89
Лугово-восточные марийцы 84
Молдаване 36570 0,35
Монголы 549
Мордва 23387 0,23
Мордва-мокша 483
Мордва-эрзя 100
Нагайбаки 12
Нанайцы 21
Нганасаны 3
Негидальцы 3
Немцы 5271 0,05
Ненцы 66
Нивхи 11
Ногайцы 158
Осетины 10561 0,1
Осетины-дигорцы 13
Осетины-иронцы 7
Персы 653
Поляки 4456 0,04
Пуштуны 5993 0,06
Румыны 357
Русины 9
Русские 8808009 84,83
Казаки 548
Поморы 10
Рутульцы 198
Саамы 12
Селькупы 6
Сербы 1568 0,02
Словаки 125
Табасараны 731
Таджики 35385 0,34
Тазы 1
Талыши 501
Татары 166083 1,60
Астраханские татары 5
Кряшены 38
Татары сибирские 51
Татары крымские 224
Таты 621
Телеуты 3
Тофалары 3
Тувинцы 415
Турки 2358 0,02
Турки-месхетинцы 9
Туркмены 3526 0,03
Удины 114
Удмурты 1983 0,02
Удэгейцы 3
Узбеки 24312 0,23
Уйгуры 171
Украинцы 253644 2,44
Ульта (ороки) 2
Финны 400
Финны-ингерманландцы 10
Французы 352
Хакасы 330
Ханты 44
Цахуры 83
Цыгане 974
Цыгане среднеазиатские 11
Черкесы 520
Чехи 238
Чеченцы 14465 0,14
Чеченцы-аккинцы 16
Чуванцы 2
Чуваши 16011 0,15
Чукчи 138
Чулымцы 1
Шапсуги 4
Шорцы 37
Эвенки 74
Эвены 26
Эскимосы 15
Эстонцы 1244 0,01
Эстонцы-сету 3
Юкагиры 16
Якуты 1448 0,01
Японцы 206
Лица других национальностей (не перечисленны хвыше) 9796 0,09
Лица, не указавшие национальность в переписном листе 417126 4,02

Всесоюзная перепись населения 1989 г. показала, что в Москве проживали 8 972,3 тыс. чел. За 1970-1989 гг. несколько выросла доля русского населения столицы (с 89,2 до 89,7%), украинцев (с 2,6 до 2,8%), татар (с 1,6 до 1,8%), белорусов, народов Кавказа, Средней Азии, мордвы, чувашей и др., но сократилась доля евреев (с 3,6 до 2%), представителей народов Прибалтики.

В абсолютных цифрах этнический состав населения города выглядел следующим образом (чел.): русские – 7 963 246, украинцы – 252 670, евреи – 174 728, татары – 157 376, белорусы – 73 005, армяне – 43 989, мордва – 30 916, азербайджанцы – 20 727, грузины – 19 608, чуваши – 18 358, узбеки – 9183, казахи – 8225, осетины – 7270, молдаване – 6997, поляки – 6920, башкиры – 5417, немцы – 4670, латыши – 3896, корейцы – 3693, греки – 3586, литовцы – 3243, ассирийцы – 3196, киргизы – 3044, таджики – 2893, болгары – 2641, удмурты – 2600, марийцы – 2490, лезгины – 2434, чеченцы – 2101, туркмены – 2093, эстонцы – 1801, аварцы – 1706, буряты – 1496, таты – 1292, абхазы – 1286, цыгане – 1284, кабардинцы – 1275, арабы – 1261, карелы – 1245, испанцы – 1219, коми – 1141, вьетнамцы – 1052, лакцы – 913, даргинцы – 891, венгры – 838, евреи горские – 776, якуты – 771, кумыки – 727, ингуши – 685, карачаевцы – 624, чехи – 605, кубинцы – 597, адыгейцы – 490, финны – 471, каракалпаки – 402, балкарцы – 399, черкесы – 374, китайцы – 372, гагаузы – 352, хакасы – 316, коми-пермяки – 307, монголы – 301, караимы – 283, румыны – 270, афганцы – 263, татары крымские – 239, итальянцы – 235, сербы – 227, представители народов Индии и Пакистана – 223, курды – 209, тувинцы – 195, словаки – 159, уйгуры – 159, абазины – 145, турки – 137, персы – 126, французы – 117. Численность прочих этнодисперсных групп (всего 42) не превышала 100 человек.

К сожалению, приведенные данные не позволяют судить о том, какую долю в той или иной этнодисперсной группе составляли коренные («прописанные») москвичи, а какую соответствующие иноэтничные (по отношению к этническому большинству) мигранты. Это во многом снижает гносеологический потенциал статистической информации и сужает базу сравнения с данными грядущей переписи.

Микроперепись 1994 г. не дает всей необходимой информации и вызывает серьезные сомнения в достоверности ее данных прежде всего по этническому составу населения. В частности, вызывает недоумение увеличение доли русских (по сравнению с 1989 г.) в населении Москвы с 89,7 до 90,5%. По данным микропереписи, доля татар увеличилась с 1,8 до 1,9%, армян с 0,5 до 0,7%, зато уменьшилась доля украинцев с 2,8 до 2,4%, белорусов – с 0,8 до 0,7% и евреев с 2 до 1,5%

По данным переписи, в Москве на октябрь 2002 года насчитывалось10382754 чел. По национальному и конфессиональному разнообразию ее жителей Москва входит в число крупнейших городов мира, значительно опережая европейские мегаполисы.

Меня заинтересовали итоги работы ученых из института социологии РАН. С одной стороны не все потеряно 60 процентов москвичей – уроженцы столицы.

Безусловно уже много лет Москву называют большой деревней, т.к. в ней не только проживает около 10 млн.человек(около 7 млн.избирателей),но и более 100 национальностей. Конечно социологические исследования понятия изменяемые и зыбкие. Но попытаться разобраться в том, как живут и кем себя считают живущие рядом с москвичами их соседи-мигранты, какие ценности они исповедуют и что значит для приезжих Москва можно.

Сначала основная статистика( данные переписи 2002 года): среди примерно 10 миллионов москвичей 85 процентов – русские, а дальше в порядке убывания следуют украинцы (2,5 процента), татары (1,7), армяне (1,2), азербайджанцы (0,9), белорусы (0,6), грузины (0,5) и другие народы. Ежегодный прирост населения России за счет иммигрантов из стран СНГ и Балтии составил в последние годы около 250 тысяч человек; то есть количество иммигрантов в России превышает 5% ее населения.

Вот данные из исследования ИС РАН. Среди сегодняшних москвичей пропорции между теми, кто родился в Москве, и приезжими распределяются так. 60 процентов русских – уроженцы столицы, а 40 % приехали в столицу из провинции или других стран (в том числе 15 % – так называемые «новые мигранты». Это те, кто осел в городе в течение последних 19 лет). Среди татар – 45% тех, кто родился в Москве, 55% – приезжие (из них новых – 10 процентов). Среди украинских мигрантов 22 процента живут в столице с 1986 года или переехали позже. Армян – уроженцев Москвы 24 процента, мигрантов – 76% (26% – новые), среди азербайджанцев эти цифры соответственно 14% – 86% (50%). 22 процента грузин родились в Москве, а из 78 процентов грузин-приезжих 34 – новоселы.

Разные национальные группы «поставляют» в российскую столицу разных по возрасту мигрантов. Русские переселенцы 18-49 лет составляют в своей группе мигрантов 23 процента, больше всего людей среднего возраста, тех, кому от 30 до 49 лет – 39 процентов, от 50 и старше – 38 процентов. Зато – для сравнения – среди азербайджанцев преобладают люди молодые (52 процентам из них от 30 до 49 лет), причем в основном это мужчины. Людей с высшим образованием среди русских мигрантов 36 процентов (это даже выше среднемосковского уровня: 31 процент жителей с вузовским дипломом). Среди мигрантов-украинцев таких людей 29 процентов, у татар – 20, у армян – 36, у грузин – 32, у азербайджанцев – 13.

Логика последних 15 лет доказывает эти цифры. Многие бежавшие из бывших республик русские осели в Москве. А для представителей всех других национальностей Москва стала единственным местом серьезного заработка.

Интересно срез профессиональной занятости московских мигрантов. Среди русских, живущих в Москве менее 10 лет, 44 процента заняты физическим трудом, по 23 процента относят себя к специалистам высшей и средней квалификации, 10% – руководители и предприниматели. Среди коренных русских москвичей физический труд не в почете, им заняты лишь 28 процентов, зато чем-то руководят 15 процентов. Русские — это «самые типичные москвичи», национальное большинство. Это к их традициям должны притираться мигранты. А сами-то они – довольны ли своей жизнью? «Все не так плохо, и можно жить », – сказали социологам 21 процент русских-москвичей, половине «жить трудно, но можно терпеть», для 24 процентов их бедственное положение «невыносимо».

В любом большем городе приезжему, а особенно мигранту жить тяжело. Сразу возникают проблемы: жилье, работа, образование, медицинское обслуживание.

Первый иммиграционный поток 1990-х годов это были люди бежавшие из республик СССР.В основном русские. Однако даже в первом потоке иммиграции были заметны турки-месхетинцы, армяне, азербайджанцы, грузины и др. Во второй половине 1990-х годов в Россию потекли большие потоки экономических, в том числе трудовых, мигрантов из представителей коренных народов стран СНГ. Им-то и пришлось тяжелее всего: иммигранты оказались вырваны из привычной социальной среды, оторваны от знакомых, друзей, родных. Они не обладали в России неформальными социальными связями, так облегчающими жизнь и часто заменяющими несовершенные законы, государственные институты и неразвитое гражданское общество. Одним словом, мигранты второй волны оказались чужаками. Ко всему этому надо прибавить все несовершенства сегодняшней миграционной политики и российского законодательства.

Как мигранты сами оценивают свое положение?

Украинцы.

76 процентов столичных украинцев считают русский родным языком, три четверти владеют им лучше, нежели ридной мовой. Только 23% на вопрос «кто вы?» отвечают «украинцы!» — остальные же причисляют себя к «россиянам».

Татары

Среди татар, переселившихся в Москву более 20 лет назад, 63% до сих пор добывают свой хлеб в буквальном смысле «в поте лица». А вот те, кто приехал в столицу после 1986 года, уже не шли в рабочие или дворники. Среди них сейчас лишь 32 процента заняты физическим трудом, а специалистов – почти две трети. Татары живут в столице на правах «своих», русский язык для большинства московских татар родной, а в укладе жизни вполне уживаются традиции с принятыми в Москве стандартами поведения. Все, по их словам, «весьма неплохо» у 53 процентов, а «более или менее» – у 42. Крайне недовольны жизнью лишь 5 процентов. При этом лучше всего себя чувствует молодежь до 30 лет – в этой группе счастливчиков почти две трети.

Армяне

Одна из быстро растущих и достаточно легко адаптирующихся диаспор столицы – армянская. Между переписями 1989 и 2002 годов число армян-москвичей выросло втрое (конечно, сыграли свою роль землетрясение и война с Азербайджаном). Армяне, приехавшие в Москву, это, как правило, молодые мужчины (до 80 процентов из них – моложе 30 лет). По сравнению с коренными москвичами – русскими, украинцами, татарами – их сравнительно мало в системе управления, но зато очень многие заняты в сфере культуры, в «квалифицированных группах умственного труда». Армяне-мигранты сравнительно легко вливаются в московскую жизнь. Большая часть из них приехала в столицу из Азербайджана или Грузии. Там они учились не в «национальных »,а в русских школах, свободно владели русским языком (половина считала его родным) и чувствовали себя «гражданами Союза ».Тесной связи именно с Арменией у них по сути не было – две трети армян-москвичей там практически никогда не бывали и 90 процентов не имели никакого желания менять Москву на Ереван.

Азербайджанцы

Самый резкий контраст с коренным населением Москвы представляет собой азербайджанская диаспора. По переписи 1989 года в Москве их было лишь 21 тысяча, сейчас — около 100 тысяч, то есть примерно 1 процент населения столицы. Опередив по численности евреев, белорусов и грузин, они стали в последнее время более заметными.

При наличии довольно сильной, но малочисленной прослойки интеллигенции, в массе своей азербайджанцы-мигранты принадлежат к относительно менее образованной части столичного населения. Только 13 процентов из них имеют высшее образование. Верующих-мусульман среди них даже больше, чем среди татар (71 процент). Эта этническая группа как никакая другая ревностно хранит свои традиции. В частности, больше половины женщин не работают – ведут домашнее хозяйство, в семье не поощряются межнациональные браки и т.п. Значительная часть этой диаспоры сохраняет тесную связь с Азербайджаном и мечтает туда вернуться. Заметно больше, сравнительно с другими этническими группами, людей, не отказавшихся от азербайджанского гражданства.

Правда, делают выводы социологи, положение азербайджанцев в Москве в ближайшем будущем может измениться. Молодежь получает образование в российских школах и вузах, уже 85 процентов столичных азербайджанцев считают, что свободно владеют русским языком. Как отмечают социологи, в Москве азербайджанцы постепенно начинают преодолевать даже застарелые предубеждения: большинство опрошенных считают, что необходимо «воспитание уважения между народами Азербайджана и Армении».

Но тут надо сказать, что все эти социологические выводы достаточно условны и не дают полноты картины. Это скорее нечто средние значения.

Разница между мигрантами желающими стать москвичами и мигрантами рассматривающих Москву, как место для временного заработка достаточно сильная.

Возьмем азербайджанцев желающих остаться в Москве навсегда . 34 процента из них завели свое дело. 48 процентов имеют постоянную работу. Только шесть процентов имеют разовую работу.

Если взять срез среди тех мигрантов, которые приехали заработать и уехать, то картины совсем другая. Около 30 процентов имеют постоянную работу. 44 процента имеют лишь временную работу. Собственное дело есть у 22%, а 6 процентов перебиваются случайными заработками. Соответственно эти люди оценивают и свое материальное положение: 22,5 процента ориентированных на жизнь в Москве ни в чем себе не отказывают, а у 34-х процентов вызывает затруднения лишь покупка дорогих вещей. Среди временщиков каждому пятому (27 процентов) хватает денег только на еду, а 44 процента в состоянии купить только то, что крайне необходимо.

Меньше трети азербайджанцев, ориентированных на постоянную жизнь в столице, не в состоянии примириться с московскими традициями, а 45 процентов считают, что в русском городе надо жить согласно русским обычаям и традициям. Зато во второй, «транзитной» группе нетерпимых больше половины, а соблюдать московские нормы готовы лишь 25 процентов. Среди временщиков вчетверо больше тех, кто гордо заявляет: «Только слабые и трусливые люди соблюдают все законы и правила!» – и нарушают их, если считают нужным (11 процентов против 2,4% в первой группе). При этом согласились с утверждением «спокойно и достойно можно жить только среди своих» 9 процентов «потенциальных москвичей» и 48 процентов временных мигрантов-азербайджанцев.

Нет сомнений в том, что есть страна на свете, где бы отсутствовала ксенофобия. Кроме исторических причин (в России не было реального гражданского общества, способного изживать такие болезни), сказались и разочарование в реформах начала 90-х, и подорванная уверенность в завтрашнем дне, ревность и зависть к успехам (пусть даже воображаемым), которых достигли люди из иных этнических или социальных групп. Среди новых мигрантов, которые прибыли в Москву после распада Союза, было много людей с «мобильными » жизненными установками. Они достигали успеха в непривычных и не престижных для местных русских жителей сферах (в сервисе, в мелкооптовой торговле и пр.). Они проявляли солидарность друг с другом, что тоже раздражало старожилов. Конечно по прежнему в ходу и утверждение, что «в социальных бедствиях России виноваты нерусские ». В 2004 году так считали 42 процента опрошенных. В советское время подобные установки демонстрировали в основном люди пожилые, малокультурные и плохо обеспеченные. Сейчас социальные и демографические группы – носители националистических идей – сильно изменились. Понижение статуса людей, их «опускание на дно» общества порождает у них чувства обиды и ущемленности. Это касается как интеллектуалов, которые никак не могут приспособиться к требованиям сегодняшнего дня, так и квалифицированных работников физического труда, не нашедших для себя адекватного места. В среде молодежи ксенофобскими настроениями заражена значительная группа учащихся ПТУ или рабочих.

«Этнический негативизм» проявляется и у части управленцев, бизнесменов, номенклатуры и политиков – от них постоянно слышны требования «забыть об этнокультурных (национальных, как раньше говорили) особенностях и быть просто гражданами России».

Этнические анклавы существуют во многих крупных городах. Но опыт США и других стран, переживших в разное время наплыв иммигрантов, свидетельствует: такие анклавы в большинстве случаев рассасывались, когда целью приезжих становилось не просто «заработать деньги и вернуться на родину», а остаться в данной стране навсегда. Более устойчивыми оставались китайские и японские анклавы. Проект создания в России, помимо стихийно сложившихся, уже совершенно легальных Чайна-таунов вызывает в городах, где это строительство планируется (первые Чайна-тауны будут построены в трех основных политических центрах России: Санкт-Петербурге, Москве и Казани), совершенно нескрываемое волнение.

В заключении стоит отметить, что современная миграция это перемещение огромных потоков населения через наиболее экономически благополучные территории. Это непрерывный процесс, и для обслуживания таких потоков (как показывает пример тех же парижских пригородов) формируется целая инфраструктура. Конечно, в этом деле неизбежны конфликты аборигенов и мигрантов. В этой связи мигранты начинают объединяться в анклавы. И в этом нет ничего страшного. Главное, чтобы эти анклавы не вредили местному населению и вписывались в его традиции и обычая. В противном случае конфликты неизбежны.

Полный текст и обсуждение

Сохранить

Добавить комментарий