Слово предоставляется Топилину Максиму Анатольевичу, Министру труда и социальной защиты Российской Федерации.

Пожалуйста, Максим Анатольевич.

Топилин М.А. Спасибо.

Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые участники слушаний!

Я в своем выступлении хотел бы еще раз остановиться на тех основных положениях законопроекта, который сейчас активно обсуждается и в регионах, и на различных площадках.

Сейчас действительно прошло уже более двух месяцев с того момента, как правительство внесло законопроект в Государственную Думу, и чуть больше месяца после принятия законопроекта в первом чтении Государственной Думой, и действительно за это время очень много различных мнений, суждений, дополнительных аргументов или контраргументов принимается. И сегодня я думаю, что в ходе выступлений наших коллег, представляющих различные позиции и различные мнения, нам удастся еще больше найти обоснований для того, чтобы данный законопроект получил свое позитивное развитие.

https://www.youtube.com/watch?v=Yg4a5E5ixyA

Я всё-таки хотел бы в своем выступлении напомнить и обратить принципиальное внимание на то, что главная цель законопроекта – это обеспечение стабильного развития пенсионной системы как в настоящее время и прежде всего в будущем.

Мы стоим перед необходимостью, которая обусловлена различными факторами, и я о них еще дополнительно скажу с тем, чтобы пенсионеры, которые будут выходить на пенсию через пять лет, семь лет, десять лет, двадцать лет, могли получать достойное пенсионное обеспечение.

Мы неоднократно останавливались и говорили о том, почему данная инициатива, данный законопроект подготовлен именно в настоящее время. Так сложились обстоятельства, как нам представляется сейчас, с точки зрения и развития рынка труда, и с точки зрения развития демографических процессов, с точки зрения развития других сфер нашей и экономики, и общественной жизни, просто настало время для того, чтобы изменить параметры пенсионной системы.

Я напомню, что ключевой задачей данного законопроекта и ключевой предпосылкой данного законопроекта является увеличение размера пенсий неработающим пенсионерам с 2019 года на тысячу рублей в среднем в месяц, это 12 тысяч ежегодно с тем, чтобы от уровня пенсий, который мы имеем на сегодня, это практически 14,5 тысячи рублей для неработающих пенсионеров, в 2024 году за шесть лет выйти на уровень 20 тысяч и тем самым обеспечить поступательное повышение пенсий неработающим пенсионерам сверх темпов инфляции.

Данный законопроект, изменения, которые предлагаются, вы о них хорошо знаете, позволяют обеспечить именно вот это поступательное увеличение пенсий. Мы исходим из того, что именно неработающие пенсионеры должны стать основным бенефициаром всех изменений, и это будет происходить в последующем, потому что все экономические ситуации и на рынке труда, и демографические изменения говорят нам о том, что система требует изменений и изменений именно параметров пенсионной системы, и изменений требований к выходу на пенсию именно для того, чтобы обеспечить будущее пенсионной системы.

Как вы знаете, сегодня в пенсионной системе существует элемент, связанный с поступлением взносов, существуют трансферты. И мы всегда с вами, если вспомним дискуссии, которые проходили и на площадке комитетов Государственной Думы, и на площадке правительства, и на различных общественных слушаниях, и в Государственной Думе, мы всегда с вами говорили о том, что наша пенсионная система носит страховой характер, она носит солидарный характер. С одной стороны, страховой характер, а, с другой стороны, солидарный характер. Поэтому вот эта система солидарности поколений, именно обеспечение устойчивости пенсионной системы, прежде всего, за счёт поступлений страховых взносов, которые платят работодатели, является залогом успеха.

Мы должны исходить из того, что наличие различных трансфертов, поступлений из федерального бюджета в пенсионную систему, это не есть хорошее явление. И мы всегда говорили о том, что все шаги, которые предпринимались, и в последние годы такие решения принимались именно в этом направлении, были направлены на то, что пенсионная система двигалась и развивалась в сторону именно развития страховых основ, а не подпитки из федерального бюджета.

И те изменения, которые принимались в пенсионной системе в 2012-2013 годах, я напомню, это серьёзные изменения, когда мы меняли требования и к стажу, и требования к пенсионной формуле, и различные другие направления, всё было направлено на то, чтобы максимально обеспечить устойчивость пенсионной системы для обеспечения пенсий за счёт страховых взносов.

Очень часто, и мы тоже, когда первое чтение в этом зале происходило, мы говорили о том, что весь эффект от изменения параметров пенсионной системы, от увеличения требований к возрасту выхода на пенсию, предлагается направить на индексацию пенсий.

Я ещё раз повторяю, что вот если брать шестилетнюю перспективу, шесть лет, то тот эффект, который достигается за счёт изменений параметров, это более 3 триллионов рублей, весь он направляется на повышение страховых пенсий неработающим пенсионерам.

И, безусловно, справедливо говорилось о том, что в законопроекте, который сейчас готовится к рассмотрению во втором чтении, этих параметров индексации, их нет.

Действительно мы этот вопрос обсуждали в ходе подготовки федерального бюджета на 2019-2021 годы, и параметров бюджета Пенсионного фонда на 2019-2021 годы. И, безусловно, вот те изменения по индексации, по увеличению пенсий, они найдут отражение в этих двух законах. И законопроект, который является предметом нашего сегодняшнего рассмотрения, он как бы свяжется с теми параметрами, которые предусмотрены будут в двух бюджетах: в основном федеральном и в бюджете Пенсионного фонда. И здесь никаких секретов или никаких недоговорённостей просто не останется, всё будет видно и положено на бумагу, и все необходимые расчёты, они не являются никаким, никакой тайной.

Несколько слов о том, всё-таки мне бы хотелось это особенно подчеркнуть, почему мы предлагаем такие изменения. Это связано с тем, что у нас очень серьёзно за последние годы, и тем более, если мы будем сравнивать сегодняшнюю ситуацию на рынке труда, а именно, сколько людей находится в трудоспособном возрасте, и сколько людей находится на пенсии, это ключевое соотношение фактически для солидарных пенсионных систем, то мы с вами увидим, что когда принимались решения по нынешнему пенсионному возрасту, то эти соотношения были значительно более комфортными для пенсионной системы, нежели чем они являются сейчас.

И в начале действия пенсионной системы мы имели, если брать конец 50-х годов, пять человек работающих на одного пенсионера. Чтобы быть точным, если это 1979 год, то это 3,7 работающего и один пенсионер. Сегодня это соотношение составляет где-то два к одному. И это соотношение будет с учетом того, что у нас уменьшается количество работающего населения, уменьшается количество населения в трудоспособном возрасте сейчас в связи с теми явлениями, которые происходили в 90-е годы, когда очень сильно упала рождаемость по вполне определенным причинам, у нас количество трудоспособного населения сейчас из года в год несколько лет ещё будет уменьшаться. Это очень важно, потому что мы часто тоже дискутируем и тоже отвечаем на вопросы, а почему не раньше это решение было внесено, а вот сейчас такое решение предлагается принять. И многие говорят о ом, что может увеличиться безработица, или могут быть изменения на рынке труда какие-то негативные. Так вот, у нас в перспективе пяти-десяти лет никогда не будет такого удачного стечения обстоятельств, когда, с одной стороны, у нас на рынок труда выходят меньше людей, с учетом того, что это как родившиеся в начале 90-х, и достаточно большое количество пенсионеров, которые выходят на пенсию. Здесь в последующие периоды, если говорить о том, что некоторые такой тезис выдвигают, что давайте повременим. Так вот, если мы повременим, то у нас не будет таких соотношений между входящими на рынок труда малочисленными когортами, и теми, кто выходит на пенсии. Поэтому именно сейчас, с точки зрения рынка труда, с точки зрения перспективы, с точки зрения того, чтобы в последующем, через 10, 15 и 20 лет у нас были нормальные соотношения между количеством работающих и количеством пенсионеров, эти решения необходимо принимать, и мы очень надеемся на вашу поддержку.

Демография. Иногда этот вопрос является тоже достаточно таким дискуссионным. Но я напомню, что если мы возьмем те программы, которые предпринимало государство, и которые реализовывало правительство, и по которым принимались решения всеми, в том числе и депутатами Государственной Думы, и экспертное сообщество принимало в этом непосредственное участие, то я напомню, что именно после 2000 года мы стали получать результаты очень серьезные, с точки зрения и продолжительности жизни, и снижения смертности, и увеличения рождаемости.

То есть если в начале 2000 годов мы ещё имели относительно плохие, что называется, показатели по всем этим трем направлениям, по  всем этим трем сюжетам, то сегодня и в перспективе те задачи, которые перед нами стоят, и те проекты, которые сейчас формирует правительство, говорят о том, что мы достигаем очень серьезных успехов на этом направлении.

Ну, я все время привожу этот пример. Если брать 2000 год и то, что мы имеем сейчас по продолжительности жизни, допустим, мужчин, это прирост восемь лет.

Если мы посмотрим в 30-й год, те задачи, под которые мы сейчас формируем национальные проекты, то это плюс 17-18 лет, между 2000-м и 30-м годом. Вот продолжительность жизни увеличивается на такие очень серьезные величины. Просто если система солидарная, если она страховая, такая, какая существует в Российской Федерации, невозможно сохранять требования к возрасту такими же, какие были заложены в середине прошлого столетия, в 20-е,  30-е годы, и, соответственно, были закреплены как в базовом уже законе в 1956 году. Просто система не сможет функционировать. Это тоже необходимо понимать. И мы должны, кроме всего прочего, понимать то, что мы должны не только на сегодняшний момент считать эту сбалансированность или несбалансированность, наличие трансфертов, наличие подпитки из федерального бюджета возможности обеспечения.

Возможность самостоятельного обеспечения через страховые взносы. Мы должны смотреть вперед. Если это решение не принять сейчас, то мы через десять лет будем иметь гораздо большую еще разбалансированность. Надо просто нам определяться, ведь любые поступления из федерального бюджета – это деньги, которые тоже берутся из налогов, из различных поступлений от работодателей, которые уплачивают разные налоги, население, которое уплачивает налоги. Мы тогда не будем иметь достаточного количества средств для того, чтобы поддерживать программы развития дорожного строительства, поддержки медицины, поддержки образования. То есть, если мы предпринимаем максимальные и серьезные усилия для повышения продолжительности жизни, для снижения  смертности, то это как раз и требует увеличения параметров пенсионного возраста. Это объективная реальность. Люди живут дольше, поэтому с учетом изменений, о которых я сказал, на рынке труда, необходимо предпринимать некие изменения в пенсионной системе.

Просто можно закрывать глаза на это и думать о том, что мы будем откуда-то эти средства доставать, из какого-то кармана непонятного, либо это все-таки будет направлено в основном на тех пенсионеров, которые будут достигать уже новых требований к пенсионному возрасту. И это будет достойное обеспечение, о котором я сказал. Это вот такая очень сложная модель, по которой мы должны с вами двигаться, и, как нам представляется, просто альтернативы этому решению нет.

Я хотел бы обратить внимание, что мы остались фактически последней страной в мире с развитой пенсионной системой, с той пенсионной системой, которая у нас есть, и которая не приняла решение об изменениях параметров пенсионного возраста.

Причем, обращу ваше внимание на то, что большинство стран с аналогичными системами уже второй раз это делают, или даже уже третий раз это делают. Начали это делать в 80-е годы, когда такие решения необходимо было принимать.

Мы, к сожалению, находимся в той точке, в которой мы находимся, и нам очень важно сейчас эти решения, как мне представляется, зафиксировать. И мы смотрим на тот опыт, который проходили все страны. Действительно, движение идет к тем параметрам, о которых мы говорим, и изменения предлагаются такие, которые позволят нам приблизиться к стандартам, которые фактически признаются международным сообществом, всеми странами с развитыми пенсионными системами.

Несколько слов буквально об альтернативе, которую мы тоже постоянно обсуждали.

Я обращу внимание на то, что действительно звучат предложения, допустим, повысить страховые взносы, увеличить ставки страховых взносов, но нам представляется, что это не совсем верное предложение. Потому что мы должны смотреть все-таки на возможности, которые, в том числе, и обеспечиваются нашими экономическими агентами. Если мы будем увеличивать ставки страховых взносов, тоже ведь неоднократно это обсуждалось, и в том числе в этом зале, то просто у нас  может экономика уйти в тень. Это очень опасное явление. И здесь мы считаем, что нужно внимательно в этом направлении двигаться. И буквально тоже в весеннюю сессию Государственная Дума здесь приняла решение о том, что мы фиксируем ставку страховых взносов в Пенсионный фонд на уровне 22-х процентов, и 10 процентов сверх потолка взносов, которые берутся из фонда заработной платы. И это будет решение для всей экономической системы, предсказуемое, нормальное, и на перспективу нам даст возможность балансировать, в том числе, и бюджет Пенсионного фонда.

Коллеги, можно приводить еще очень много аргументов по всем направлениям данного законопроекта. Мы очень надеемся на конструктивное обсуждение сегодня. Обязательно будем фиксировать все те предложения, которые будут от вас звучать. Будем с вами их обсуждать. У нас достаточно еще продолжительное есть время, чуть больше месяца для того, чтобы формировать поправки к подготовке данного законопроекта ко второму чтению. Я очень надеюсь на конструктивное обсуждение.

Большое спасибо всем, кто принимает сегодня участие.

Спасибо уважаемым депутатам за организацию сегодняшнего мероприятия, потом будем готовы ответить на все ваши вопросы, если таковые будут. Спасибо

 

Добавить комментарий