21 июня 2012 г. в «Александр-Хаусе» (Москва) состоялся “круглый стол”, посвящённый новому этапу развития межнациональных отношений в Российской Федерации, связанному с реализацией задач, поставленных Владимиром Путиным в ходе прошедшей избирательной кампании. Меня попросили сделать доклад на этом круглом столе.
Выступление Александра Лебедева на круглом столе 21 июня 2012 года.
Уважаемые друзья!
Благодарю за приглашение участвовать в работе круглого стола. Дискуссия на нашем круглом столе сегодня достаточно жаркая и это лишний раз доказывает, какой высокий уровень знаний и культуры необходим для обсуждения и решений в области национальных отношений. Вдвойне, когда речь идет о такой стране, как Россия. Очень точно об этом в своей статье «Россия: национальный вопрос» написал Владимир Путин : «Для России – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие.
Мы видим, что происходит в мире, какие здесь копятся серьезнейшие риски. Реальность сегодняшнего дня – рост межэтнической и межконфессиональной напряженности. Национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных группировок и течений. Разрушают, подтачивают государства и разделяют общества.»
В этой связи хочется еще раз напомнить и такой момент. Большую часть населения в России составляет русский народ. Мы понимаем, что основой стабильности России и народов проживающих в ней является положение русского народа. Базовыми основами нормальных межнациональных отношений является достаток в обществе и уровень культуры населения. Правильно тут было сказано, что и в этом вопросе не все хорошо. Поэтому и для русского народа и для всех других крайне важно было бы создания государственного проекта «культура», где было бы предусмотрено создания межнациональных культурных центров. Это в первую очередь важно русским, которые, мягко говоря, забросили свою культуру, воспитание подрастающего поколения, формирование национальных ценностей. При этом такой проект помог бы и многочисленным малым народам России.
Теперь перейду к вопросам, которые мы обсуждаем. Я бы хотел , как представитель СМИ высказать некоторые соображения по комплексу тех вопросов, которые организаторы этого круглого стола вынесли на сегодняшнее обсуждение. Я рад, что начало июня поставило точку в вопросе воссоздания в России Министерство по делам национальностей. Ответ на этот вопрос дал лично президент страны Владимир Путин. Такого министерства не будет. Зато вместо него при президенте России создан Совет по межнациональным отношениям, статус которого определен как “совещательный и консультативный орган”.
Одна из главных задач Совета – предлагать главе государства варианты, различные идеи и проекты по определению приоритетных направлений государственной национальной политики. При этом Совет, надеюсь, не будет иметь декоративные функции. В положении о Совете я прочел, что он вправе «запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и научных организаций». Совету разрешено «использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации». При этом оптимизма добавляет и принятие «Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года» и другие практические шаги – свидетельство приоритетного внимания власти к данному вопросу.
Но при этом гражданское общество волнует один вопрос. Как бы Совет не стал узкой внутриведомственной структурой, до которого и обычным гражданам не добраться.
Я не скажу ничего нового. Межнациональные конфликты и отношения нуждаются в серьезном аналитическом осмыслении и огромной профилактической работе, которая такие конфликты предотвращала бы.
В этой связи необходима комплексная программа мер, которая помогала бы не только гасить конфликты, но и выстраивать взаимодействие власти, гражданского общества, образования, культуры и национальных автономий, чтобы подобных конфликтов не могло возникать в принципе. Наверное, тут есть резон вернуться, в том числе и к одной недоделанной в начале нулевых годов темы. Тогда мы получили благодаря Путину Федеральные округа. Но логического продолжения переосмысления, территориального деления России не произошло.
Здесь, безусловно, вспоминается недавние предложение Президента Центра моделирования стратегического развития Союна Садыкова в его статье «Необходима общественная дискуссия о новом территориальном делении страны». Напомню, что губернское устройство дореволюционной России и возможности местного самоуправления, а также всей системы государственного управления. Безусловно, слепое копирование или резанье по живому, не допустимо и опасно. Слишком много у нас национальных республик и автономий. Но нам предстоит найти ту золотую середину, которая позволила бы , перейти на географическое территориальное деление и при этом сохранило права, обязанности и культуру национальных автономий и малых народов. Ясно, что этот процесс долгий и просто так не произойдет. Нужна поэтапная программа, которая не позволила бы развалить наше государство, но при этом позволила бы нам провести нормальный капитальный ремонт.
Организаторы круглого стола предложили еще один не маловажный вопрос. За счет чего можно преодолеть узковедомственную направленность Концепции? Ответ на него очень простой. За счет участие в этом процессе всего гражданского общества: партий, движений, национально-культурных автономии и Сми. Ничего принципиально нового изобрести нельзя. Демократия- это крайне плохая штука, но ничего лучше пока не придумали. Это сказал не я, а Сэр Уи́нстон Леона́рд Спе́нсер-Че́рчилль.
Никогда ни один чиновник не будет исполнять законы, пока ему в затылок не будут дышать контролирующие госорганы, общественные организации и журналисты. Именно эта смесь позволяет призвать к ответственности обнаглевшего чиновника. При этом в принятии решений должны участвовать представители общественных организаций и без всяких совещательных голосов, а с равными возможностями.
Еще один вопрос. Насколько правомерно компенсировать естественную убыль населения за счет миграционного прироста, а не за счет создания условий для повышения рождаемости внутри страны?
Не правомерно, но сегодня это реальность. Русский народ переживает величайшую трагедию вот уже более 20 лет. Это всеобъемлющая демографическая катастрофа. Ее сегодня никакими средствами предотвратить не удается. Оно и понятно. 20 лет морального геноцида сказывается. Нельзя вытащить из кармана население. Вырастить можно. На одно поколение и требуется эти 20 лет. Где их взять? Поэтому компенсируем миграционными потоками. Почему трагедия? Потому что демографическая яма будет давать о себе знать еще 20 лет. Это при том условии, что с завтрашнего дня правительство займется восстановлением популяции русского народа, его образованием, жильем, культурой. Но мы с вами прекрасно понимаем, что этого не будет. Поэтому ориентируемся на миграцию. Значит надо определять свои отношения с мигрантами на долгие годы. Делать это можно только законами. И делать это надо.
В завершении хочу повторить, что главный фактор в решении национальных проблем это не мысли чиновников, а реальное участие гражданского общества в совместном с другими народами решении этих сложных проблем. Будем помнить это при работе в новом Совете по межнациональным отношениям при президенте РФ.